Главная Посвящение Пскову
Посвящение Пскову
28.07.2017 12:52

Новый литературный сезон Центр Чтения открывает премьерой из проекта «БиблиоТеатр «Прямая Речь»», периодического просветительского цикла «Литературный Псков» - «И в Запсковье – закат, и в Завеличье – вечер».


Сценарий построен на художественных текстах, посвященных нашей малой родине, - Псковскому краю. Поэзия и проза современных и классических писателей, среди которых широко представлены псковичи. Елена Морозкина и Геннадий Кононов, Александр Яхонтов и Станислав Золотцев, Наталья Лаврецова и Надежда Камянчук, Леонид Зуров и Артём Тасалов. Нашему краю посвятили свои строки Саша Чёрный и Федор Сологуб, Александр Величанский и Евгений Шешолин, Надежда Павлович и Александр Кушнер, Иосиф Бродский и Евгений Рейн, Всеволод Рождественский и Евгений Евтушенко. Псковская топонимика объединила и поколения, и художественные направления.

Камертоном сценария стала поэзия Елены Морозкиной и Александра Величанского, строки последнего вынесены в заглавие. У Величанского есть поэтический цикл «При слиянии», - посвящение «Пскову, граду речному и «вечному» Дому Животворящей Троицы». Стихи Морозкиной звучат как увековеченная псковская хроника, рефреном проходят её – А судьба Псковщины // Летопись тревог…

Наш город строили, создавали люди, призванные в профессию созидателя. Архитекторы, историки, художники, строители, литераторы, - это они созидали, воплощали Псков в художественных образах, легендарных башнях, прапорах, это они боролись за сохранение псковского зодчества. Ангелы-хранители нашего города. Елена Николаевна Морозкина, искусствовед-реставратор: «Судьба прочно повенчала меня со Псковом, зодчество которого стало моей темой». Станислав Золотцев назвал Елену Николаевну «подвижницей»: «Подвижник - человек, одержимый единой целью служить не временному и суетному, а высшему смыслу бытия, и никакие тернии судьбы, лишения и испытания не могут заставить его свернуть со своей стези...»

И как же мало вас осталось…

Но вы храните наизусть

такую нежную усталость,

такую ласковую грусть,

что упадание и пенье,

круженье каждого из вас

прослеживаю с упоеньем,

и слёзы катятся из глаз. Артём Тасалов

Ещё много веков назад Псков мог бы стать политической моделью всего российского государства. Псковичи обладали гражданскими правами, и могли защищать их. Здесь нет своеволия князя, князь был ограничен вече. Люди, говорящие на вече, не могли лгать, - за их спиной стоял Троицкий собор. Но история российская пошла совсем по другому пути.

Когда Новгородская торговля упала, Ганза все свои сношения производила уже с одним Псковом. Псковские купцы богатели от передаточной торговли. «Пока во Псковской области было много лесов, звериный промысел доставлял псковичам дорого ценившиеся пушные товары, лесное пчеловодство доставляло мед и воск. По реке спускались корабельные леса. Когда же стали истребляться леса, псковичи начали сеять и возделывать лён», - Александр Яхонтов, поэт, общественный деятель, уроженец села Камно Псковской губернии.

В начале 20 века Николай Рерих, путешествуя по России, приезжает в Псков. В 1913 году по эскизам Рериха распишут Ольгинскую часовенку, ту самую, которую в советское время чуть было не уничтожили при сносе кружевного Ольгинского моста. Тогда Псковские архитекторы, реставраторы собрали 80 рублей (по тому времени большая сумма), рабочие сумели перенести часовню ниже уровнем.

Спустя годы, в письме к Игорю Грабарю, гостившему тогда в нашем городе, он напишет: «Ты дивуешься на Псков, а мне он очень близок. Были мы с Еленой Ивановной там, а матушка моя Мария Васильевна Коркунова-Калашникова исконная псковичка».

Художник писал виды Пскова, Изборска, Печор, - они представлены в фильме, сопровождающем программу. Наш Псков, наш край всегда любили и любят художники. Летящие крылья Печорского монастыря, незыблемость храмовых стен, поэтика улиц, пространство города, - запечатленное место во времени.

В расточительной зелени Пскова

Закружились церквей купола.

Храмы меряют платьев обновы,

Что росистая ночь принесла. Наталья Лаврецова

В программе принимают участие актёры Академического театра драмы им. А. С. Пушкина засл.арт. РФ Виктор Яковлев, Наталья Петрова, Андрей Атабаев. Приглашаем: 21 сентября, 15.00, актовый зал ПОУНб. /Возможные изменения будут объявлены/

Нина Яковлева

 

Новости

XV Международный книжный форум «Русский Запад» открылся! И одна из важных составляющих форума – встреча с писателем.

В этом году из Екатеринбурга приехала Анна Матвеева, автор знаменитого романа «Перевал Дятлова, или Тайна девяти». Дмитрий Быков назвал книгу «лучшей вещью в русской литературе 2001 г.». С тех пор роман выдержал уже несколько изданий, переведён на французский язык, и по-прежнему остаётся востребованным. «Перевал Дятлова» написан на подлинных документах, но с художественной фабулой, - и это проецируется в настоящее время, делая тему до боли живой и современной. Метафоричный эпиграф к роману - «Говорящий не знает, знающий не говорит» - раскрывает всю трагедию факта.

Характерный жанр в творчестве Анны Матвеевой – рассказ. В короткой текстовой дистанции писатель излагает человеческую судьбу, уместившуюся в земную жизнь. В номинации «приз читательских симпатий» «Большой книги» - 2015 г. читатели выбрали книгу рассказов «Девять девяностых». Сама писатель предпочитает свои «сборники» называть «циклами», они составляются из девяти текстов, подчёркивая циклическую особенность. Её любимое число – 9, но этот факт никак не связывается ни с нумерологией, ни с мистикой.

За рассказ «Остров Святой Елены» в 2004 г. писатель получает Международную литературную премию La Stellato (Италия). Мягко улыбаясь, Анна Александровна говорит: «Да-да, я – бонапартистка». А как эти слова могут быть связаны с рассказом, вы сможете понять, только по прочтении.

«Завистливое чувство Веры Стениной» - шорт-лист литературной премии «Большая книга» - 2017. Этот роман писатель называет важным этапом своей творческой деятельности. Из интервью: «…нужно как можно больше писать о чувствах. Чувства мы испытываем одни и те же, но мы завидуем разным вещам».

В рамках форума Анна Матвеева провела литературные встречи с читателями, это был удивительно искренний контакт с аудиторией разных возрастов, а студенческая молодежь с её беспечно-наивными вопросами вызвала откровенный восторг писателя.

«Русский Запад» продолжает свою работу.

Нина Яковлева

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер