"бОЛЬШОЕ ЧТЕНИЕ" в малой провинции |
18.09.2018 12:55 | |||
Всероссийский проект «Большое чтение» - продолжение традиционных встреч писателя со своим читателем, когда можно задать вопрос и о тайнах ремесла, и о насущном – что делать и кто виноват. Проект патронирует литературную премию «Большая книга». Её номинанты публиковались на страницах журнала «Новый мир»,издание легендарное, как не менее легендарны его редакционные коллегии разных лет. В осенний Псков – 2018 во главе группы приезжает Областная научная библиотека, как принимающая сторона, устраивает творческие встречи-беседы с участниками проекта: Псков – Пушкинские Горы – Печоры. Вместе с М. Бутовым приезжают Илья Бояшов, лауреат премии «Национальный бестселлер» - 2007 за роман-притчу «Путь Мури»; финалист «Большой книги» - 2017 Игорь Малышев. Роман Игоря Александровича «Номах. Искры большого пожара», на мой взгляд, претендует на серьёзный разговор-размышление об историческом пути России, о трагических судьбах её народа, о жестоком противостоянии государства с человеком. Анархист Нестор Махно выведен под перевёрнутым именем Номах. Конечно, есть перекличка с поэмой «Страна негодяев» Сергея Есенина, но герой Малышева аккумулирует в себе то время, которое мы уже способны анализировать, отсеивая романтическую шелуху, осознавая жестокость террора и бесплодность революционных посевов. Отрицательное обаяние анархиста Номаха сильнее подчёркивает трагедию личности, погружает историческую действительность в безысходную утопию.
Почти каждый год «Большая Книга» представляет литературу non-fiction. За последнее десятилетие этот жанр сформировался, востребован, в Москве проходят ежегодные книжные ярмарки «Non-fiction»; наша библиотека проводила выставки книг, как с общим направлением жанра, так и структурно-концептуальные. В short list премии из этого жанра вошёл роман Марии Степановой «Памяти памяти». Книга, которая напомнила забытые имена культуры и открыла новые. Степанова – не просто писатель, она – поэт. Цитируя Григория Дашевского – «задача поэзии – выводить предметы на свет увиденного», Степанова анализирует свойства памяти сначала через разговор о фотографии, которая тоже память, а потом литературными реминисценциями выстраивает концепцию книги. Из романа: «Память оказывается последней формой недвижимого имущества, доступной тем, кто лишен всего остального».
Так бывает с теми, кого «…прошлое кормит с руки, словно пытается что-то показать или опровергнуть». Удивительным образом защита памяти стягивает людей, образы в единое целое. Они соединяются между собой нитями памяти с разных континентов, разных исторических времён. И это чудо узнавания дарит нам писатель. Нина Яковлева
|