Главная "бОЛЬШОЕ ЧТЕНИЕ" в малой провинции
"бОЛЬШОЕ ЧТЕНИЕ" в малой провинции
18.09.2018 12:55

Мы накануне важного события, - в начале октября в Псков с просветительской миссией приезжают писатели (подробнее можно смотреть на сайте ПОУНб http://pskovlib.ru/news/22989/).


Всероссийский проект «Большое чтение» - продолжение традиционных встреч писателя со своим читателем, когда можно задать вопрос и о тайнах ремесла, и о насущном – что делать и кто виноват. Проект патронирует литературную премию «Большая книга». Её номинанты публиковались на страницах журнала «Новый мир»,издание легендарное, как не менее легендарны его редакционные коллегии разных лет. В осенний Псков – 2018 во главе группы приезжает заместитель гл. редактора, писатель Михаил Бутов.

Областная научная библиотека, как принимающая сторона, устраивает творческие встречи-беседы с участниками проекта: Псков – Пушкинские Горы – Печоры. Вместе с М. Бутовым приезжают Илья Бояшов, лауреат премии «Национальный бестселлер» - 2007 за роман-притчу «Путь Мури»; финалист «Большой книги» - 2017 Игорь Малышев. Роман Игоря Александровича «Номах. Искры большого пожара», на мой взгляд, претендует на серьёзный разговор-размышление об историческом пути России, о трагических судьбах её народа, о жестоком противостоянии государства с человеком. Анархист Нестор Махно выведен под перевёрнутым именем Номах. Конечно, есть перекличка с поэмой «Страна негодяев» Сергея Есенина, но герой Малышева аккумулирует в себе то время, которое мы уже способны анализировать, отсеивая романтическую шелуху, осознавая жестокость террора и бесплодность революционных посевов. Отрицательное обаяние анархиста Номаха сильнее подчёркивает трагедию личности, погружает историческую действительность в безысходную утопию.

«Номах»: «Он покидал свою огромную, великую и безжалостную страну. Покидал и звериным чутьём понимал, что оставляет её навсегда. Он не любил её, не чувствовал себя обязанным ей хоть в чём-то, но знал, что без неё он ничто. Одна из миллиардов человеческих букашек, ползающих по покатому брюху планеты».

Почти каждый год «Большая Книга» представляет литературу non-fiction. За последнее десятилетие этот жанр сформировался, востребован, в Москве проходят ежегодные книжные ярмарки «Non-fiction»; наша библиотека проводила выставки книг, как с общим направлением жанра, так и структурно-концептуальные.

В short list премии из этого жанра вошёл роман Марии Степановой «Памяти памяти». Книга, которая напомнила забытые имена культуры и открыла новые. Степанова – не просто писатель, она – поэт. Цитируя Григория Дашевского«задача поэзии – выводить предметы на свет увиденного», Степанова анализирует свойства памяти сначала через разговор о фотографии, которая тоже память, а потом литературными реминисценциями выстраивает концепцию книги. Из романа: «Память оказывается последней формой недвижимого имущества, доступной тем, кто лишен всего остального».

Так бывает с теми, кого «…прошлое кормит с руки, словно пытается что-то показать или опровергнуть».

Удивительным образом защита памяти стягивает людей, образы в единое целое. Они соединяются между собой нитями памяти с разных континентов, разных исторических времён. И это чудо узнавания дарит нам писатель.

Нина Яковлева

 

Новости

Мы продолжаем знакомить с участниками всероссийского проекта «Большое чтение».

«Большое чтение» - это сохранение литературных традиций в русской культуре: диалог писателя с читателем. Условно говоря, это счастливая возможность подтвердить призыв Павла Басинского: считать 2018 год - Годом единства русских классиков. Литературный век, последующий за «золотым периодом» русской классики, весь вышел из «гоголевской шинели».

«Литература ничего не отражает, а воплощает строение самого бытия. В своем становлении бытие остается невидимым». Метафизическое размышление Григория Амелина расставляет акценты в трагическом XX веке, и весьма характерно для творчества писателей "Большого чтения" - 2018.

Писатель на встречах с читателем «отдувается» за весь свой цех: как часто читатель «почвенник» кривится от постмодернизма, ему непонятен смысл русского футуризма, метафоры в тексте путают, раздваивают сознание...

В 2007 г. лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» стал Илья Бояшов. Поистине «Нацбест» оправдал свой девиз: «Проснуться знаменитым!». Роман-притча. Мир, природа в движении. Какие-то духи, невидимые человеческому глазу. Миграция в сторону бед, катаклизмов. Бесконечное стремление к перемещению. Полноценность бытия ощущается только через постоянное преодоление, через движение. Как факт. И каждое живое существо – полноценное создание Всевышнего. Включая Кота. Так можно рассказать о фантасмагории Бояшова. И вполне в контексте «Нацбеста» - писать без «консервантов», слышать время в метафорах.

Анна Золотарёва, поэт, обладатель престижных премий, но мы отметим награду, весьма характерную для её творчества: Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Заклеймённый футуризм – это всего лишь новые открытия в творчестве, когда творец опережает время. В поэзии Золотарёвой столько воздуха, света, сколько вмещают в себя чистота помышлений и творческой самоотдачи:

Господи, сколько ж мне дадено!

Черного дадено, белого,

Нежного и горелого,

Только не надо мне краденного.

Господи, сколько же отнято!

Пестрого отнято, глупого,

Мягкого и грубого,

Но не отнимешь опыта.

Что же еще приготовлено?!

Господи, все с благодарностью

Встречу, все, что осталось мне!

Только не обессловливай!

БОЛЬШОЕ ЧТЕНИЕ – путь к обретению новых знаний.

Друзья, встречи с участниками проекта «Большое чтение» будут проходить в Центральной городской библиотеке, областном колледже искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, Государственном университете. Следите за объявлениями на сайте ПОУНб.

Нина Яковлева


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер