Главная «Единый день писателя/поэта – юбиляра» 2021: Николай Алексеевич Некрасов
«Единый день писателя/поэта – юбиляра» 2021: Николай Алексеевич Некрасов
08.12.2021 12:12

10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения поэта, издателя, публициста Николая Алексеевича Некрасова. Региональный центр чтения поддерживает библиотечную акцию «Единый день писателя/поэта – юбиляра» и говорит о судьбе одного из самых спорных и противоречивых фигур в русской литературе.


«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонились бы ниже, чем перед памятью Некрасова»

(А. В. Луначарский).

В 1838 году, с бедным багажом, он отправился в Петербург, чтобы посвятить себя литературному труду, призванию художника.

Однако, велению сердца суждено было исполниться не сразу. Отношения с Петербургским университетом не сложились, обстоятельства толкнули его на дно петербургской жизни, и он стал бродягой.

Впоследствии, когда пришла известность, Николай Алексеевич Некрасов вспоминал эти годы как главное испытание своей жизни, а мы понимаем, что так формировался художник – художник слова.

Первый сборник был поэта назван символично «Мечты и звуки»: он был подготовлен в 1848 году и отдан на оценку Василию Жуковскому. Жуковский одобрил, и книга вышла под псевдонимом Н.Н.

Читателям не понравилась, да и сам Некрасов потом очень стыдился этой, во многом подражательной (Пушкину, Лермонтову), книги. Но она была важной, потому как обозначила главные моменты творчества Некрасова: лиризм, в основе которого – страстность и эмоциональная напряженность, а также глубокое знание высокой русской поэзии.

Белинский, Некрасов и Панаевы. Худ. А.С. Лепилин

В осуществлении мечты стать писателем Некрасову помогла, как ни парадоксально, именно литература. Спасаясь от бедности, он устраивается в газеты, журналы, и знакомится с Виссарионом Белинским. Эта знаменательная встреча стала главным поворотом жизни Некрасова: именно Белинский увидел новаторство его лирики, а, когда услышал стихотворение «В дороге», воскликнул:

- Да знаете ли вы, что вы – поэт. И поэт истинный?

Чувствуя поддержку, Некрасов выпускает в 1856 году поэтический сборник «Сборник 1856», который имеет абсолютный успех. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин», которое впоследствии критики назовут эстетической декларацией Некрасова, где отражаются его внутренние, драматические раздумья о соотношении высокой гражданственности и поэтического искусства.

Так начался творческий путь большого поэта. Путь длиною в долгую и плодотворную жизнь.


То, что это был совершенно самобытный поэт, сомнений не было – резонанс в литературных кругах давал о себе знать. Иван Тургенев отмечал, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а вот Федор Достоевский, наоборот, ставил Некрасова третьим по величине, кроме Пушкина и Лермонтова.

Проблема гражданственности в поэзии всегда волновала Некрасова, и нашла воплощение в главной потребности его времени – потребности в народном поэте.

«...Чтобы быть поэтом истинно народным, - писал H.A. Добролюбов в 1858 г., - надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ...». И именно таким «выражением народной жизни, народных стремлений» стала поэзия Николая Алексеевича Некрасова.

https://www.culture.ru/storage/images/298b932f4fc84bdc81e23d3f54c4b8b5/f44b058c6f678b36ed24e8a53012b01c.jpg/_/10-min.webp

Олег Дмитриев. Редакция журнала "Современник": Авдотья Панаева, Николай Некрасов, Николай Чернышевский,

Николай Добролюбов, Иван Панаев. 1946. Пермская государственная художественная галерея.

Человек и шире - народ стали главными персонажами его поэзии, а чувство социальности, страстной заинтересованности и глубокого сострадания – содержанием всего его литературного наследия, среди которого самыми выдающимися произведениями можно считать поэмы - «Внимая ужасам войны», «На Волге», «Мужичок с ноготок» и «Крестьянские дети», «Зеленый шум», «Мороз, Красный Нос», «Дед Мазай и зайцы», «Русские женщины».

Сам Некрасов говорил о себе: «Да, я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян... Передо мной никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!».

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

(НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ)

Путь Николая Некрасова – путь поэта своего времени, потому он сложен, многоголосен, многолик.


В последние годы поэт тяжело болел, спешил закончить работу над книгой «Последние песни» книгой итогов, чертой, отделяющей жизнь и смерть, глубокой исповедью человека, великого художника русской души.

Когда зима нам кудри убелит,
Приходит к нам нежданная забота
Свести итог... О юноши! Грозит
Она и вам, судьба не пощадит:
Наступит час рассчитываться строго
За каждый шаг, за целой жизни труд.

Интересна история создания портрета Николая Алексеевича Некрасова в исполнении художника Ивана Николаевича Крамского «Н. А. Некрасов в период «Последних песен».

Николай Алексеевич уже не вставал с постели. Он понимал, что болезнь его смертельна, торопился завершить начатое, писал свои «Последние песни».

Работать художник Иван Крамской мог только урывками по десять-пятнадцать минут в день. Сначала он решил писать Некрасова в постели, но через неделю сообщил Третьякову: «Когда я начал портрет, то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, на подушках, нельзя, да и все окружающие восстали, говорят - это немыслимо, к нему нейдет, что Некрасова даже в халате себе представить нельзя, и поэтому я ограничился одною головой, даже без рук...».


Месяца через полтора портрет был готов, и, как всегда у Крамского, написан он был с поразительным сходством. Но в глубине души Крамской был разочарован: не таким увидел он Некрасова, когда в первый раз вошел в его комнату. Он чувствовал, что не удалось ему уловить ту высокую человечность, ту духовную силу и красоту поэта, которые так его поразили.

Он решил писать второй портрет так, как сложился он у него в первые минуты встречи. Некрасов сидит на постели, слегка откинувшись на подушки. Лицо измученное, строгое, скорбное. В руке листок бумаги, листы бумаги и на полу; рядом столик с лекарствами, на стене портрет Добролюбова...

На портрете Некрасова авторская дата: 3 марта 1877 года - день, в который поэт продиктовал сестре стихотворение «Баюшки-баю»:

Борюсь с мучительным недугом,

Борюсь - до скрежета зубов...

О муза! ты была мне другом,

Приди на мой последний зов!

Могучей силой вдохновенья

Страданья тела победи,

Любви, негодованья, мщенья

Зажги огонь в моей груди!

Николай Некрасов умирал тяжело. А его читатели, узнав о том, что их любимый поэт болен, слали у нему к нему письма, телеграммы, у дверей его квартиры ежедневно скапливались десятки человек, чтобы только услышать несколько слов о его здоровье.

И.С. Тургенев, И.И. Панаев, Н.А. Некрасов

И даже Тургенев, узнав о страшной болезни народного поэта, примирился с ним. О чем написал уже после его смерти, в апреле 1978 года, в одном из свои стихотворений в прозе «Последнее свидание»:

«Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг - и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен - и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов - привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась - и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него - и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила».

Вечером 27 декабря 1877 года (по новому стилю - 8 января 1878 года) Николай Некрасов покинул земной мир. И с этого дня началась история памяти о нем – не менее яркая, глубокая, чем и его жизнь.

Трудно найти в русской литературе еще одного такого писателя, такого сердца, которое, по меткому определению литературного критика В. Боткина, «также умеет любить».

Книги писателя Николая Некрасова есть на абонементе нашей библиотеки. Пожалуйста, приходите!

В заключение, представляем вам фрагменты прочтения главной книги Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Читают специалисты Регионального центра чтения Нина Яковлева и Антонина Голубева.

Советуем:

  • Скатов Николай Николаевич «Некрасов» (М.: «Молодая гвардия», 1994. - 411 с., 16 л. Ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ).
  • Открытый урок с Дмитрием Быковым: «Непонятый Некрасов» (5 частей, см. на youtube)

  • Выпуск программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра»: Иван Крамской – «Н.А. Некрасов в период «Последних песен».
  • Малые музеи Санкт-Петербурга. (ТК «Культура») Музей-квартира Н. А. Некрасова. Выпуск программы

Материал подготовила Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения


 

Новости

5 мая в фойе Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова состоялись открытые поэтические чтения «И в День Победы, нежный и туманный».

В чтениях приняли участие актеры Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина – заслуженные артисты Российской Федерации Виктор Яковлев и Ирина Смирнова, заслуженный работник культуры Сахалина Андрей Кузин, поэты г. Пскова Надежда Камянчук, Валерий Мухин, Виктор Зверев, преподаватели и учащиеся Псковского медицинского колледжа, школ и гимназий города, специалисты библиотек, заинтересованные псковичи.


Подробнее ...
Баннер
Баннер
Баннер
.